Национальный проект «Экология» нацелен на эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов; кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20 процентов совокупного объёма выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязнённых городах; повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населённых пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения; экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, и сохранение уникальных водных систем, включая озёра Байкал и Телецкое; сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий.
Основные задачи проекта:
формирование комплексной системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещённых к захоронению отходов производства и потребления;
создание и эффективное функционирование во всех субъектах Российской Федерации системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок;
создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, и ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда;
реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, включая города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу, с учётом сводных расчётов допустимого в этих городах негативного воздействия на окружающую среду;
применение всеми объектами, оказывающими значительное негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучших доступных технологий;
повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса;
экологическая реабилитация водных объектов, в том числе реализация проекта, направленного на сокращение в три раза доли загрязнённых сточных вод, отводимых в реку Волгу, устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги и сохранение экосистемы Волго-Ахтубинской поймы;
сохранение уникальных водных объектов, в том числе реализация проекта по сохранению озера Байкал, а также мероприятий по очистке от мусора берегов и прибрежной акватории озёр Байкал, Телецкое, Ладожское, Онежское и рек Волги, Дона, Оби, Енисея, Амура, Урала, Печоры;
сохранение биологического разнообразия, включая увеличение площади особо охраняемых природных территорий на 5 млн гектаров, реинтродукцию редких видов животных, создание инфраструктуры для экологического туризма в национальных парках, а также сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.
Изначально нацпроект включал в себя 11 федеральных проектов «Чистая страна» (Минприроды России), «Комплексная система обращения с ТКО» (Минприроды России, Минпромторг России), «Инфраструктура для обращения с отходами 1-2 класса опасности» («Росатом»), «Чистый воздух» (Росприроднадзор), «Чистая вода» (Минстрой России), «Оздоровление Волги» (Минприроды России), «Сохранение озера Байкал» (Минприроды России), «Сохранение уникальных водных объектов» (Минприроды России), «Сохранение биологического разнообразия и развития экологического туризма» (Минприроды России), «Сохранение лесов» (Рослесхоз), «Внедрение наилучших доступных технологий» (Минприроды России, Минпромторг России). Нацпроект будет реализован по пяти направлениям: «Отходы», «Вода», «Воздух», «Биоразнообразие», «Технологии». |
Экологическое воспитание в детском саду — одна из важных задач дошкольного образования, включённая во ФГОС и учебные программы, ведь уже с детства важно формировать бережное отношение к экологии и окружающему миру, прививать навыки экологической грамотности и ответственного поведения, которые ребёнок возьмёт во взрослую жизнь.
Цели экологического воспитания в ДОУ
-
Становление экологической культуры у дошкольников, развитие любви и бережного отношения к природе начинается в детском саду.
-
Экологическое воспитание в ДОУ даёт детям:
-
Гуманное эмоционально-положительное отношение к природе, восприятие её красоты, нахождение в ней источника творческого самовыражения.
-
Расширение и систематизация элементарных научных знаний о природе, географии, экологии, понимание целостности природы и взаимосвязей всего живого.
-
Начальное представление о глобальных экологических проблемах современности и путей их решения: вырубка лесов, вымирание животных и растений, загрязнение мирового океана, глобальное потепление, перенаселение, нехватка пресной воды, ухудшение экологической ситуации в городах, мусорный коллапс и прочее.
-
Понимание характера взаимоотношений человека с окружающей средой и его влияния на экологическую обстановку.
-
Формирование бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам, понимание своей ответственности за сохранение природы.
-
Формирование практических навыков по уходу за растениями и животными, норм правильного поведения на природе.
-
Формирование представлений о здоровом образе жизни, правильных экологических привычек.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является освоение детьми экологической культуры.
В соответствии с этим важно уделять особое внимание пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим их миром. Причем это единство должно быть не только понято ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому мы полагаем, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет относиться к каждому живому организму как к самоценному, уникальному существу, имеющему право на жизнь.
История развития взаимоотношений человека и природы показывает, что у человечества общение с окружающим миром длительное время носило позитивный характер. У людей накапливался положительный опыт взаимодействия с природой. Поэтому генетическая память человечества хранит этот потенциал, который должен быть востребован в настоящее время.
Формирование чувства единства человека и природы является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества. Чувство единства человека и природы, как нравственное чувство, очень сложно и объемно. Без формирования зачатков этого чувства в дошкольном возрасте дальнейшее осознание человеком своей неразрывной связи с окружающим миром очень осложняется.
Педагогическими условиями воспитания основ чувства единства человека и природы являются:
знания о животных и растениях как о живых организмах и об условиях их существования;
знания о человеке как биосоциальном существе, которые включают в себя:
знания о человеке как живом организме и сходстве с другими живыми существами.
знания о человеке как существе социальном;
деятельность общения с природой, основанная: на знаниях о жизни живого и его закономерностях, на знаниях о сходстве человека с другими живыми существами, проявляющаяся в природоохранительных поступках, уходе за объектами природы, наблюдениях с познавательной и эстетической целью, построенная на гуманном, тактичном и внимательном отношении к природе как к партнеру по общению;
накопление эмоционально-нравственного опыта в ходе общения с природой и на этой основе формирование отношения к природе.
Экологическое воспитание дошкольников является частью государственного образовательного стандарта, и, исходя из стандарта, оно должно быть реализовано. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения, это вопрос о характере отношений человека и природы, который сегодня связывается с сохранением жизни на Земле. Экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить. |