ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ
- Сделайте так, чтобы избавить ребенка от переживаний, стрессов, конфликтов, тревоги и неуверенности в своих силах в семье.
- Будьте примером поведения для ребенка: не допускайте вспышек гнева, не говорите плохо о людях, не стройте при нем планов мести.
- Обсуждайте с ребенком возможные варианты его поведения. Пусть он сам скажет, когда был не прав, и почему возникла ссора или драка.
- Не забывайте лишний раз пожалеть, приласкать и похвалить ребенка
- Ребенок должен расти с уверенностью в том, что его любят, что он самый дорогой, что в трудную минуту жизни он может прийти к Вам за помощью и поддержкой.
- Предложите ребенку игры и упражнения на снятие напряже¬ния, эмоциональное расслабление, на расширение поведенческого репертуара:
- "Воздушный шарик". - Ты шарик. Вот ты сердишься, все больше и больше (надуваете шарик). Злости все больше, ты уже весь ею заполнен - вот как этот шарик, такой же надутый. Что произойдет? Еще немного злости, и шарик лопнет (продемонстрировать ребенку, как лопнет шарик). А если осторожно выпускать воздух, то он останется целым, не лопнет.
- "Брыкание". - Малыш, лежа на ковре, брыкается, как жеребеночек, как большая лошадка.
- Прыгать, как кузнечик, козленок, лев, кенгуру, дождевые капельки.
- Посиди, как бабочка на цветке, бабушка в кресле, наседка на гнезде, цветок на клумбе.
- Походи, как медведь по лесу, хитрая лиса, котенок, черепаха...
- Поплавай, как золотая рыбка, злая акула, огромный кит, зубастый крокодил...
- Полетай, как снежинки, гуси-лебеди, Баба-яга на метле, маленький воробей, большой орел, легкое облачко, пчелка над цветком.
Презентация для родительского собрания «Профилактика детской и подростковой агрессии».
Профилактика детской агрессивности в дошкольном возрасте.
Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду.
Автор: Уртаева Ева Камбулатовна
Организация: МБДОУ № 24 (Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ)
«Агрессивность - это отчаяние ребёнка, который ищет признания и любви.»
Г. Эберлейн
Причины возникновения агрессивности:
Отвержение (неприятие ребёнка). Ребёнок чувствует себя покинутым, незащищённым и поэтому не принимает родительского убеждения, не имеет положительного примера, как себя вести.
Сверхтребовательность (чрезмерная критика, наказание за малейшие провинности) - приводит к озлобленности, стремлению делать «исподтишка», формирует чувство неполноценности и ожидание неудач. Агрессия становится способом самоутверждения.
Гиперопека (сверх заботливое отношение) - ребёнок лишается самостоятельности, инфантилен, не может противостоять стрессам, не может постоять за себя, может стать жертвой агрессии и вымещает агрессию на предметах (рвёт книги, ломает вещи, пишет на стенах или мебели) .
Что же делать?
- Контролировать ребёнка и одновременно учить его контролировать свою агрессию и выражать свои эмоции приемлемыми способами, не нанося вреда другим.
- Замечать, когда ребёнок ведёт себя неагрессивно и поощрять его за это.
Некоторые принципы общения.
- Работу по коррекции агрессивного поведения детей следует начинать с Вами, родители. Помните, что ребёнок не может измениться к лучшему, если не произойдут необходимые изменения в семье.
- Пусть ребёнок в каждый момент чувствует, что Вы его любите, цените и принимаете, что он Вам нужен. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать и пожалеть.
- Показывайте личный пример эффективного поведения, не допускайте вспышек гнева и нелестных высказываний о других людях.
- Запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения, можно надеяться на улучшение.
- Формируйте способность к сопереживанию и сочувствию.
- Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты (например, поколотить подушку) .
- Не подавляйте попытки «самоутверждения» ребёнка, отнеситесь с пониманием, старайтесь спокойно договориться.
Профилактика агрессии у детей:
- Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
- Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
- Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
- Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
- Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
- Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду чему- либо.
- Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
- Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и слабостями.
- Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости от его учебных успехов.
- Помните, что ребенок - это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!
Агрессивность ребенка проявляется, если:
- ребенка бьют;
- над ребенком издеваются;
- ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
- родители заведомо лгут;
- родители пьют и устраивают дебоши;
- родители воспитывают ребенка двойной моралью;
- родители не требовательны и неавторитетны для своего ребенка;
- родители не умеют любить одинаково своих детей;
- родители ребенку не доверяют;
- родители настраивают детей друг против друга;
- родители не общаются со своим ребенком;
- вход в дом закрыт для друзей ребенка;
- родители проявляют к ребенку мелочную заботу и опеку, живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.
Рекомендации родителям по профилактике и коррекции детской агрессивности:
- сказкотерапия;
- психотехнические освобождающие игры;
- режиссерские игры.
Содержание предложенных методических приемов.
Сказкотерапия - это чтение литературных произведений, в которых раскрывается сила добра и слабость зла. После чтения необходимо провести беседу. В ходе ответов на поставленные вопросы ребенок учатся давать собственную оценку действиям и поступкам героев.
Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание им своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры (типа всевозможных «бросалок», «кричалок») - это своеобразный канал для выпуска разрушительной энергии в социально приемлемой форме. В основе агрессии лежит гнев, именно от него следует научиться освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать свои чувства приемлемыми, неразрушительными способами.
Игры для снятия агрессии:
Игра «Цыплята»
Ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки.
Игра «Молчанка»
Эта игра проводится с командами «Стоп! » или «Замри! » Агрессивные дети не только эмоционально и моторно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за своими эмоциями и поступками.
Игра-упражнение «Где прячется злость? »
Ребенок закрывает глаза, одну руку с вытянутым указательным пальцем поднимает вверх. Не открывая глаз, нужно словом или жестом ответить на вопросы: «Где у вас злость прячется? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?».
Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. Летом разрешите даже очень маленькому ребенку повозиться в песке (сухом и мокром), в воде. В холодное время года это можно заменить купанием в ванне. Дети любят переливать воду из одной емкости в другую.
Снимает напряжение лепка из воска, пластилина, теста. Лепите фигурки, придумывайте истории с ними.
Хорошо снимает напряжение, создает положительный эмоциональный фон - рисование красками.
"Высказаться", выплеснуть накопившуюся энергию помогут сказки и ролевые игры с игрушками. Придумывайте различные сюжеты, в том числе и те, которые имеют место в жизни вашего ребенка. Освоив в игре правильную стратегию поведения, ребенку будет легче повести себя подобным образом и в реальной жизни.
В режиссерской игре ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера. Ребенок имеет возможность самостоятельно организовывать игровую ситуацию, выбирать сюжет, регулировать взаимоотношения между персонажами, мотивировать их поступки и создавать характеры. Выполняя психотерапевтическую функцию (ребенок может проявить свою агрессию, «спрятавшись» за куклу-персонаж), эта игра решает еще педагогические коррекционно-развивающие задачи. Поскольку агрессивный ребенок сам руководит всеми куклами - «агрессором», «провокатором», «жертвами», «свидетелями», - то он невольно встает на место каждого персонажа. Иными словами, помимо «агрессора» ему приходится побывать и в роли «жертвы», осознать ее положение.
Таким образом, в режиссерской игре ребенок учится оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить различные варианты поведения в ней и выбирать приемлемый. Кроме того, у ребенка развивается способность координировать свое поведение с поступками других людей.
Список использованной литературы:
- Алексеева Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы // Семья в России.- 1994.- № 2.
- Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии // А. Адлер. - М., 1995.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды // Б.Г. Ананьев. - М.: 1996.
- Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми // К. Бютнер. - М., 1991.
- Берон, Р. Агрессия //Р. Берон, Д. Ричардсон. - СПб., 2008.
- Ватова, Л. Как снизить агрессивность детей // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 6.
- Копчёнова Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников // Психолог в детском саду, 1999, №1, с.64-66.
- Петрусь Н.Я. Агрессивный ребенок: особенности педагогического взаимодействия// Педагогика, 2007, №3, с.117-120