Зрительная гимнастика нюансы выполнения смотреть по ссылке
Зрительная гимнастика для дошкольников.
Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение. Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети очень восприимчивы к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.
Вредных воздействий практически невозможно избежать в современных условиях. Ребёнок с раннего возраста смотрел, и будет смотреть телевизор, а ежедневный просмотр мультфильмов за компьютером стала неотъемлемой частью жизни практически каждого ребёнка. Таков образ жизни наших детей, и нужно учиться сохранять зрение именно в таких условиях.
Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является зрительная гимнастика.
Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.
Гимнастика для глаз имеет очень важное значение, поскольку выполняет целый ряд задач:
1. Общее оздоровление зрительного аппарата, профилактика различных нарушений в работе органов зрения: укрепление глазных мышц, снятие напряжения, предупреждение утомления, улучшение кровообращения в глазах.
2. Является эффективным дополнением в лечении уже имеющихся заболеваний: детской близорукости, дальнозоркости, астигматизма.
3. Формирует у воспитанников представления о важности заботы о своём здоровье, в частности, об органах зрения. Ребята узнают о ценности зрения.
4. Имеет обучающее значение. Выполняя зрительные упражнения, дети учатся ориентироваться в пространстве: закрепляют понятия «право» и «лево», «верх» и «низ», «поворот».
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
Правила проведения зрительной гимнастики:
- Всегда снимать очки.
- Фиксировать положение головы.
- Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты с детьми младшего и среднего возраста, 4-5 минут со старшими детьми.
- Начинать упражнения с простых движений, увеличивая их сложность.
- Зрительную гимнастику проводить в зависимости от объёма интеллектуального напряжения, объёма двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а также вида деятельности ребёнка.
- Показывать предмет для зрительной гимнастики необходимо в медленном темпе, чтобы ребенок проследил движение предмета. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвет с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше. Для гимнастики необходимо использовать не очень крупные предметы.
Простые зрительные гимнастики
Упражнение «Пальминг»
Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть ими крест-накрест предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света на минуту, затем открыть глаза. Повторить 3-4 раза
«Рисование» взглядом
«Рисование» взглядом разные геометрические фигуры – восьмерки, круги, треугольники, рассматривание прохожих и машины то одним глазом, то другим глазом, через дырочку на бумаге, сквозь расставленные пальцы.
«Спи глазок, спи другой»
Поочередно ладошками закрываем то один глаз, то другой.
Упражнение «Вверх-вниз, влево-вправо»
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Зрительные гимнастики в стихах
«Часы»
Тик-так, тик-так
(глаза смотрят то налево, то направо)
Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,
Налево раз, направо раз,
Мы тоже можем так,
Тик-так, тик-так.
"Ночь"
Ночь. Темно на улице.
Надо нам зажмурится.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять.
Литература
- Л.И.Плаксина "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения). М., "Экзамен", 2003
- Л.В. Рудакова "Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим миром", СПб, "Образование", 1995
- В.А. Феоктистова, Т.П. Головина, Л.В. Рудакова "Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения", Министерство образования РФ, методическое пособие СПб, "Образование", 1995
- Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева "Охраняем и развиваем зрение детей", СПб, "Детство-Пресс", 2002
- Г. И. Рожкова, Т. А. Подугольникова «Компьютерное тестирование бинокулярной зрительной системы человека. Потенциальные возможности компьютеризированных комплексов // Сенсорные системы. 1996 Т.10, №1
- Г. И. Рожкова, С. Г. Матвеев «Зрение детей: проблемы оценки и функциональной коррекции», Москва, «Наука», 2007
Ссылки на видео:
https://www.youtube.com/watch?v=c0e_lF8bxG8
https://www.youtube.com/watch?v=Ou26IvXgKM8